Страничка немецкой истории гарнизона 1938-1944 г.г.

Схема гарнизона

любезно предоставлена Питером Берндтом

Пост у КПП у корпуса №1

Фото от В.И.Самаркина

Подразделение гарнизона.

На заднем плане корпус №5

Фото от В.И.Самаркина

Схема аэродрома

He-111 у ангара (№38)

Фотографию прислал Виктор Иванович Самаркин

 

О подразделении Люфтваффе, базировавшемся на  аэродроме Кётен

18 ноября (1939 г.) на аэродроме Кётен (Koethen) в 47 км юго-во­сточнее Магдебурга была сформирована KGr.100 под командованием майора Генриха Пуша (Heinrich Pusch) См.ссылку

_________________________________________________________________________________________________

Виктору Ивановичу Самаркину довелось пообщаться с Отто Кёттеричем(Otto Kötteritzsch) , бывшим военнослужащим Люфтваффе, проходившем службу в подразделении базировавшемся в Кётенском гарнизоне в 1939-1944 гг. Отто Кёттерич, откликнулся на просьбу написать очерк о своём пребывании в гарнизоне и любезно предоставил из личного архива фотографии того времени. Ниже мы публикуем этот очерк и фотографии.

Кётен 1941-1942
Заметки о моей деятельности в учебном полку Кётена.  

В середине 1941 по окончании учебки в Аугсбурге, меня с группой отобранных солдат послали в Кётен. Избирали очевидно по критерию профессионального образования и способностей в учёбе.
В Кётене я прошёл 3-месячное обучение на тогда очень новой и современной, только что введённой в действие радарной установки "Вюрцбург А" (Würzburg A). Установку называли в целях сохранения тайны "Funkmessgerät" - прибором для измерения частоты. В вермахте такие установки существовали только несколько лет. Если первые установки имели большую дальность (диапазон), то Вюрцбург работала на расстоянии макс. 40 км.

Механиков по обслуге станций Вюцбург обучали в течении 3 месяцев. В первом месяце преподавали основы электромеханики, во втором месяце - высокочастотную технику, в третьем месяце - обслужвание и ремонт станции. Третий месяц я провёл под Берлином на полигоне фирмы Телефункен, которая сконструировала станцию. После каждого этапа обучения мы сдавали экзамены по пройденным предметам. Механики окончившие обучение направлялись на места службы, в основном на уже существующие и ещё спроектированные станции Вюрзбург на европейском побережье. Там их задачей было обслуживание станции. 

Обучение проводилось по военному строго. Поэтому после окончания учёбы у всех были хорошие знания електротехники и основ высокочастотной техники. Учителями были как правило специалисты  в этих областях. Начальником курса был бывший сотрудник фирмы Телефункен носивший воинское звание "главный инженер-лётчик". В моё время там работал и гражданский сотрудник фирмы, который отвечал за все вопросы связанные с прибором Вюрцбург.

После нашего курса большинство отправили на фронт (некоторых даже в Африку). Одну группу в том числе и меня оставили в Кётене. Так как потребность в механиках была высокой, нас вовлекли в процесс обучения по мере способностей как вспомогательных учителей. Я преподавал на последней ступени обучения владение станцией и её ремонт.

Как я позже в Норвегии узнал, как раз ремонт станции был очень важен и необходим. Поскольку станции Вюрзбург был очень зависимы от погоды, они постоянно ломались. К тому же станция работала на высоком напряжении, что усиливало её непостоянство.

Во время обучения мы устраивали различные ловушки, чтобы курсанты их находили, например ломали кабель или же вставляли дефектные лампы. Поскольку было необходимо с этими вещами крайне осторожно  обращаться, мы узнавали тонкости станции всё лучше и лучше.

Необходимо заметить, что станции Вюрзбург были крайне засекречены, особенно их схемы. Они носили гриф "командная военная тайна". Эти схемы могли знать только те, кто непосредственно на станции работал. Наивысшей тайной были рабочие частоты станции. О них мы знали только по наслышке и в общих чертах. Только позже во время службы в Норвегии я получил брошюру со схемами станции, чтобы находить причину поломки.

Наряду с технической службой мы должны были заниматься строевой и оружейной подготовкой. Кроме этого мы занимались занятиями по воздушной защите. То есть мы были распределены по гарнизону и каждый знал где он за что ответственен. Кроме этого мы должны были соблюдать чистоту в казарме. К этому занятию часто привлекали провинившихся по разному поводу. Меня это тоже коснулось, т.к. во время утренней поверки у меня не было чистого носового платка! За это мне дали 24 часа непрерывной службы воздушной охраны. Соответственно у меня не было возможности покинуть гарнизон!

Наряду с ежедневной уборкой мы должны были каждую пятницу проводить "большую уборку". При этом мы мыли все помещения и спальни. После этого фельдфебель проводил контрольную проверку. Естественно он находил и последнюю пылинку! Кроме этого он осматривал тумбочки и порядок в них. В каждой спальне спало по 6-8 человек. Спали как правило в двухэтажных кроватях. Естественно фельдфебель проверял и то, как кровати заправлены. Поскольку было достаточно поводов быть чем-то недовольным, было много кандидатов на наряд вне очереди! Если народу не хватало, то достаточно было увеличить строгость... Естественно наряды означали ограничение свободного времени. Одной из служб была чистка коридоров, умывальной и туалетов.

На часах стоять нам не приходилось. За внутреннюю безопасность  отвечала рота охраны.

По окончании службы нам полагалось свободное время и выход за пределы казарм. До 22:00 часов мы были обязаны вернуться. Если предвиделось, что к этому времени не успеть, надо было подать рапорт на отпуск. Тогда можно было вернуться к полуночи. Кроме того полагался отпуск на выходные - с обеда в субботу до полуночи в воскресенье. Один раз год а иногда и чаще полагался отпуск на родину.

Чем мы занимались в свободное время в Кётене? В основном ходили туда, где хорошо готовили и можно было есть без карточек. Хорошим спросом пользовались кафе Trоitsch (Тройка) и кафе Carius (Кариус). Часто ходили в кино, если мы фильмы не в гарнизонном кино смотрели. (Кино было в здании 30 Сам.) Вход был свободный, но билет нужно было в штабе брать, так как мест на всех не хватало.

В Кётене нас часто привлекали к с/х работам по уборке урожая свеклы. Поработал я на рыцарских поместьях деревень Biendorf и Trinum. Там я познал как такие большие хозяйства работают, т.к. на юге Германии таких очень мало.

Весной 1942 года мы помогали на стройке бараков западней гарнизона. В мае мы туда перебрались. Между тем наш полк поделили и создали новый 17 полк, к которому  нас присоединили и в котором были только Вюрцбург-механики. В июне 1942 года меня отправили в Норвегию. С тех пор я ничего о будущем гарнизона не знал.

 

Переведено с очерка Др. Отто Кёттерича.

 

2.2 4.1 Подпись Др.Отто Кёттерича - Казарма 14 полка. Это здание 25 на заднем плане 13.

1.1 вид с дома 24 на 6, 1, 5 и 4 4.2 Вид на здание 13 справа и 14. Подпись - гаражи 14 полка и склады для станций

2.1

2.2 Санчасть (пока не идинфицировано) 3.1 учебное здание и кино гарнизона (номер 30) Stube93a
3.2



Сайт управляется системой uCoz