Рассказы, очерки
Самолеты в ремонт
Ансеров Д.О.
Октябрь1977
года. Прибыл
по замене к
новому месту
службы, в ГСВГ,в
г.Кетен, в 73й,
Гвардейский
ИАП, , на
Боевом
Знамени
которого,
было
начертано - "Смерть
немецко-фашистским
захватчикам".
Ввелся в
строй, а
спустя месяц
меня
посылают в
командировку.
Цель - сдать
на
авиаремонтную
базу,
находящуюся
в Альтес-Лагере
два самолета
Миг-21 СМ,
причем, там же
базировался
еще один полк
нашей
Цербстской
дивизии.
Подготовили
и проверили в
эскадрилье
паспорта и
формуляры,
сложили в
сумки,
загрузили их
в «Пчелку», (АН-14)
и я полетел
малой
скоростью на
рембазу, а в
это время
туда же
взлетела и
пара
подлежащих
ремонту
МиГов.
Прилетел, а
мигари уже
там. Первым
делом, сдал с
обоих
самолетов
секретные
блоки по
реестру,
оформил акты
передачи,
дождался,
пока снимут
аккумуляторы,
их следовало
привезти
назад в полк.
И тут
приемщики
спрашивают:"
А куда тебе
спирт слить,
поскольку у
нас его
хранить не
где".
Проработав
год на Миг 21 ПФ
и ПФМ, к
спирту у меня
сформировалось
бережное
отношение,
поскольку
там его было
чтото около 4-х
л, в системе
противообледенения.
Однако, на СМ
и СМТ спирт
еще
использовался,
как
охлаждающая
жидкость для
РЛС и полная
заправка по
спирту
составляла 13л
с небольшим и
в ремонт
самолеты
пришли
полностью
заправленными.
В отношении
спирта, я
никаких
инструкций
не получал,
поэтому,
глядя в
плутовские
глаза
приемщиков,
сказал: "Сейчас»"
и побежал в
военторг, где
купил
немецкое
эмалированное
ведро литров
на
двенадцать, с
крышкой.
Прихожу на
рембазу с
ведром, и
говорю: " Сюда
сливайте"-
погрустнели
ребята,
однако
полное до
краев ведро
нацедили, "А
остальное
сливайте ,
куда хотите»"
снова
ребята
повеселели.
Ловлю какое-то
ТЗ, гружу
четыре
аккумулятора,
ведро и еду на
стоянку,
искать свой
транспорт
домой лететь.
Пилоты наши,
перегонщики,
давно
улетели на
вертушке, а
тот
самолетик
АН-14 стоит и
ждет. Подхожу
к экипажу и
говорю, что
освободился
и готов не
только
лететь, но и
даже
поделиться
журчащей
монетой.
Ребята
находят в
багажнике
литровую
емкость из
под немецкой
водки «Корн»,
делают из
какой-то
картонки
воронку и
очень
аккуратно,
кружкой
отливают
себе продукт
и при этом
сообщают
очень
радостную
для меня
новость, что
ждем мы
сейчас
начальника
политотдела
дивизии, со
свитой и вся
эта кампания
летит в Кетен.
Гружу в
салончик
аккумуляторы,
ставлю к
задним
креслицам
ведро и жду
вылета.
Подъезжает
УАЗ, выходят
наши
политотдельцы
и
отмахиваясь
от доклада
экипажа,
лезут в
самолет.
Начальника
политотдела
я выделил
сразу, было во
взгляде
политработников
что-то такое,
что отличало
их от
нормальных
людей: то -ли
чертинка , то -
ли показная
проницательность
и доброта, а
может
актерствовали
и пытались на
народ таким
образом
воздействовать.
Увидел он
меня,
аккумуляторы,
ведро, я как
мог в
самолетике
встал "Сиди
лейтенант. А
ведро зачем?"
Отвечаю, что
сдал в ремонт
пару
самолетов, а
ведро купил в
военторге
для личных
хозяйственных
нужд,
поскольку
только
приехал по
замене,
контейнер
придет не
скоро, а быт
налаживать
надо.
Удовлетворился
полковник
ответом и
экипажу- "Поехали!".
Все бы хорошо,
но вот спирта
в ведре всего
на два пальца
до края не
достает,
думаю:"Сейчас
взлетать
начнем,
расплескается
спирт из под
крышки ,
нальется на
коврики
ворсовые, и
будет в
маленьком
салоне не
продохнуть и
начнутся
совсем
другие
вопросы".
Взял ведро,
приподнял
над полом
двумя руками
за ручку, и
все 30 минут,
что летели,
как бы
пилотировал
вместе с
летчиками
они
самолетом, а я
ведром. Руки
затекли, упер
кулаки в
колени, но
продолжаю
пилотировать
свое ведро
через
болтанку,
облака и
воздушные
ямы и думаю,
что в сильных
руках
пилотов наши
жизни, а в
моих моя
дальнейшая
офицерская
судьба. Сели,
зарулили,
остановились,
а нас уже
встречают
замполит
полка и зам по
ИАС.
Естественно,
я переждал
все
церемонии в
самолете,
благополучно
отчитался по
командировке,
а в конце дня
отволок
ведро домой.
Последний
спирт из
этого ведра
был допит
спустя пять
лет, когда
друзья и
сослуживцы
провожали
меня на учебу
в академию, а
само ведро
сейчас у меня
на даче,
иногда
смотрю на
него и
вспоминаю,
как мы летали
с ним над
Германией,
когда были
молодыми.
Дежурное
звено
Ансеров
Д.О.
Начало
1982 г, ГСВГ, 73-й
Гвардейский
ИАП.
Мой боевой
самолет, МиГ-23
МЛ в ТЭЧ на
плановом
регламенте, я
как и
положено при
самолете.
Ангар и
площадка ТЭЧ
находятся
почти
напротив
арочных
укрытий
дежурного
звена, до них
метров 300. Мимо
ТЭЧ к
дежурному
звену идет
магистральная
РД, она не
строго
прямая, а
плавно
поворачивает
вправо,
проходит
между
укрытиями
дежурного
звена и далее
к ВПП.
Поскольку
наш 73-й
Гвардейский
ИАП
находился на
передовых
рубежах
социалистического
лагеря
поэтому он,
как и многие
другие
авиаполки,
нес Боевое
дежурство в
системе ПВО
по защите
воздушного
пространства
ГДР, что
являлось с
одной
стороны,
выполнением
боевой
задачи в
мирное время,
а с другой
потенциальным
взысканием
для каждого
из состава
дежурной
смены. Не
стану
раскрывать
секретов с
техническими
готовностями,
скажу лишь,
что в
считанные
минуты от
сигнала
тревоги,
пилот должен
занять место
в кабине
полностью
готового к
боевому
вылету
самолета (ракеты
подвешены),
доложить о
готовности и
ожидать
дальнейших
указаний с КП.
Это означает,
что
технический
состав у
самолета
должен
оказаться
еще раньше,
чтобы:
заранее
включить
самолет под
ток,
преобразователи,
радиостанцию,
посадить
пилота и
помочь ему с
привязной
системой,
помочь
состыковать
ОРК (объединенный
разъем
коммуникаций),
т.к. пилот в ГШ
и в ВКК (высотно-компенсирующий
костюм),
вынуть чеки
катапультного
кресла. Кроме
того, к этому
времени
сдернуть все
чехлы (с ракет
и фонаря),
чехольчики (с
ПВД) и
заглушки для
того, , чтобы
пилот,
получив
команду,
сразу смог
запускать
двигатель и
выруливать.
Полк
проверяет
очередная я
комиссия из
дивизии.
Первым делом,
естественно
проверяют
дежурное
звено, а
дежурит как
раз наша
эскадрилья.
Мимо ТЭЧ
проехал
дивизионный
УАЗ, а, через
пару минут
побежали
ребята из
дежурной
смены к
укрытию, в
котором
дежурный
самолет.
Слышим,
запускают, а
вот он и
выруливает, а
вот уже на
полосе,
форсаж
включил,
полосатый
конус
оранжево-
голубого
пламени из
сопла
вырвался, а за
ним и грохот
от движка.
Разбег,
правда, какой-то
странный,
присел
самолет,
искры из под
брюха, форсаж
выключился, а
потом и
движок.
Самолет
лежит не
полосе, на
брюхе, а
точнее на
ракетах
ближнего боя,
похоже при
взлете
стойки шасси
сразу на
уборку пошли,
фигурка
пилота
судоржно
выскребается
из кабины и
отбегает
подальше. Тут
и началось
бесплатное
кино. От
дежурного
звена
возвращается
дивизионный
УАЗ, а
навстречу
ему на
хороших
газах едет
наш, полковой,
командирский,
видимо кто-то
хочет узнать,
что
произошло. На
плавном
повороте,
машины
сталкиваются
бортами, (на
магистральной
РД
разъехаться
не смогли), у
машин при
этом
отлетают
дверки, из них
выскакивают
две «папахи» и
начинают
крыть друг
друга
отборнейшим
матом. Это
было
незабываемое
зрелище. Вся
ТЭЧ вышла
поглядеть на
этот выплеск
эмоций двух
полковников.
Водители тем
временем
собирают
двери, каждый
свои. А дальше
все просто
самолет в ТЭЧ,
к вечеру из
летающей
лаборатории
прилетел
серьезный
подполковник
в очках и с
большими
полномочиями,
давай пилота
опрашивать и
бортовые
цепи
проверять на
предмет
паразитной.
Пилот
сообщил, что в
момент
включения
форсажного
режима, он
почувствовал,
что, что-то не
то, однако
разбег начал -
некогда на
этом этапе
взлета
вникать, что
там тряхнуло
или не так
щелкнуло,
однако, как он
сам заявил,
никаких
неправильных
действий не
выполнял. Тут
и мой самолет
пригодился,
как аналог,
поскольку
оказался
родным
братом
поврежденного
и имел
предыдущий
заводской
номер. Пол-
дня
экспериментировали
и ничего, не
убираются
стойки при
включении
форсажа и все
тут.
Подполковник
снова давай
пилоту руки
крутить,
потом и
говорит :"Товарищ
капитан, вы
взлетали в
перчатках,
оденьте ка их".
Одевает, а
перчатки на
пару
размеров
больше. И как
раз
складочка
над
костяшками.
Вот теперь
все понятно.
Направляющая
рейка РУДа (
не сектор)
находится
под "краном"
уборки-
выпуска
стоек,
последний не
имеет
нейтрального
положения, но
имеет
большую
красную ,
вертикально
стоящую
шайбу на
конце
рукоятки и
стопор.
Стойки на
выпуск "кран"
в нижнем
положении. Да
и не кран это
вовсе, а 2-х
позиционный
электрический
переключатель,
а сам электро
- гидрокран
вне кабины.
Сунул пилот
РУД до упора,
на форсажную
площадку, да
может
рукоятку
РУДа
обхватил
плохо, а тут
еще на
перчатке
сверху
складка и
задел этот "кран"
, цилиндры
стоек с
гидрозамков
снялись и
пошли, когда
самолет
взлетать
начал. Пилоту
"неполное
служебное" -
нечего было «кран»
снова на
выпуск
ставить и
божиться, что
ничего
такого не
делал.
Наказали и
тыл, чтобы
людям
вещевое
довольствие
по размеру
выдавали.
ВОСПОМИНАНИЯ
МАКСИМЕНКО А. А.
Коеthen,
1980-1985(часть 1)
Лето
1980 года.
Только что
похоронили
Высоцкого
Закончилась
московская
Олимпиада и
гости
разъезжаются
по домам.
Тепло,
солнечно.
Я двадцатилетний лейтенант, только что окончивший Калининградское военное авиационно-техническое училище с красным дипломом. В кармане парадного кителя, сверкающего серебряными погонами, лежит предписание, согласно которому я должен прибыть точно в срок в «В/ч пп», расположенную в Вюнсдорфе. Cо мой едет Вася Кошельник замечательный парень из Хмельницка с чудесной открытой улыбкой. Где он сейчас? Последний раз говорил с ним, когда он был в украинских ВВС, кажется полковником.
Добравшись
до Минска и
убедившись,
что на
вокзале
купить
билеты
проблематично,
мы заняли
очередь и
пошли
погулять по
городу.
Наткнувшись
на одной из
улиц на
билетные
кассы «Интуриста»
мы с
удивлением
узнали, что по
нашим
проездным
там тоже
продают
билеты, да к
тому же есть
места в
купейном
вагоне
поезда «Москва-Берлин».
Решили ехать
до
Франкфурта, а
там «видно
будет».
Вскоре мы сидели в чистеньком уютном купе и с любопытством рассматривали соседей молодого студента-кубинца и латиноамериканца-врача, ехавших в ГДР отдыхать. За окном проплыл полосатый столбик и вуаля! мы в Польше. Нарезанные на лоскутки поля, лошадки, запряжённые в плуг всё это создавало какой-то колорит, но, в общем-то, не так уж отличалось от только что покинутой Родины.
Интересней стало на одной из остановок, когда появились «спекулянты» и стали бойко распродавать солнцезащитные очки и электронные часы с семью мелодиями. Стоило это всё в 2-3 раза дешевле, чем в Союзе и спрос был достаточно высоким.
Запомнилось, как поезд раскачивался из стороны в сторону на ходу. За всю мою жизнь сильнее качало только в Днепропетровском трамвае! Некоторые неадекватные личности с нарушенным вестибулярным аппаратом частенько слетали с верхних полок, правда травмы бывали очень редко Бог хранит пьяниц!
Глубокой ночью переехали мост через Одер и остановились во Франкфурте. Быстренько выскочили, поезд ушел, и мы остались одни в Германии!!
Тут же встал извечный вопрос: «Что делать?». По традиции мнения разделились, и было решено обратиться к аборигенам, каковых не оказалось. Приложив усилия и солдатскую смекалку, мы выловили чумазого машиниста маневрового тепловозика, и он махнул рукой куда-то в сторону, мол, русские там. В итоге мы добрались до русского вокзальчика со спящими вповалку соотечественниками, где заспанная девица перекомпостировала наши билеты на Вюнсдорфский поезд, до прибытия которого было ещё около часа. Кто-то из убывающих «по замене» дал нам монетку в 5 марок, и мы с любопытством вертели её в руках, не зная, много это или мало? Оказалось, что очень даже и немало! Вскоре в наших руках было по бутылочке замечательного пива и по хот-догу с толстенной сарделькой! Жизнь стала налаживаться!!
Утром мы вывалились из поезда и потащились «в 3-й городок». Оказалось, что Вюнсдорф это небольшой русский город, со своими магазинами, автобусами, памятниками и музеями. На афишах известные фамилии артистов, кругом обычный наш люд, женщины, детишки
В штабе с нами побеседовали, выдали немножко денег до первой получки и поделили по гарнизонам. Мне достался какой-то Кётен, название, которое я ни разу в жизни не слышал. Кстати, о написании. Вообще-то сами немцы пишут его в двух вариантах или Koethen или заменяют ое на о с точками сверху (как на нашем ё). На наших картах пишут в, основном, Кётен. Помню, как все толпились у карты ГДР и искали места своего назначения. По общему мнению, служить было лучше на юге Германии, хотя, конечно, толком никто не знал, где он начинается.
Закинули нас в пустой Ан-12 с дырками со всех сторон и стали поочерёдно развозить по всей стране. Взлёт, полёт минут 10 посадка. Накатался я тогда по самые уши! В итоге всё-таки вывалился из самолёта и побрёл в сторону штаба, стоящего у ВПП.
Представился командиру. Подтянутый, крепкий, с искоркой в глазах и крепким рукопожатием Валерий Сергеевич Азаров. Со многими отцами-командирами сводила меня впоследствии служба, но такой был один: настоящий мужик! Требовательный, но заботливый, вникающий во все детали своего большого хозяйства, знающий практически всех в лицо и по имени. Жаль, что он так рано ушёл из жизни. Наверно, такие нужней на небе?...
Поселили меня в общежитие холостяков, у гарнизонного КПП, над санчастью. Ещё то место! Смесь молодости, нерастраченной энергии и огромной зарплаты была взрывоопасной! Так что я очень рад был съехать вскоре в полученную комнату на общем коридоре. По крайней мере, стал высыпаться!
Началась служба в ТЭЧ 73-го гвардейского истребительно-авиационного полка. Попал я в группу РЭО к капитану Кузьмину Юрию Георгиевичу. Мне он казался тогда почти «мамонтом», как же за 40! Старшим техником был Коля Сталмацкий, окончивший училище годом раньше меня. Он замечательно управлялся с ГаЗ-66 и был обладателем замечательной магнитолы AIWA, что тогда было довольно редко. Особенно запомнились прапорщики Юра Чигишев, Володя Осейков. Юра был хорошим спецом, а с Володей можно было поболтать «за жисть». Инженером полка по РЭО был тогда высокий и статный майор Ефимченко, очень интеллигентный и умный человек, служивший в своё время на Кубе и видевший «вживую» Фиделя. Народ подобрался грамотный и душевный. В конце недели всей группой, как и все, ходили в баню «со стеклянным веником» - заодно и помыться! Кстати, даже с учётом того, что народ пил в основном неразбавленный спирт и запивал его пивом, совсем уж пьяных было мало. Закалка!
Военный городок очень понравился небольшой, чистенький, уютный. В самом центре большой магазин, промтоварный и продовольственный. Рядом книжная лавочка. Поблизости техническая столовая, чуть дальше лётная. Всё под боком! До работы рукой подать. Правда, из-за этого и неудобства возникали, особенно поначалу никак не могли привыкнуть к рёву самолётных турбин. Надо сказать, что шумели наши МиГ-23МЛ отменно! Даже побольше, чем двухмоторные Миг-25 и всякие там Сушки.
Лежишь ночью дома, пытаешься заснуть, а тут очередной красный сокол пикирует чувствуешь, что прямо на тебя. Только он отвалит следующий на подходе. Керосин не жалели. Запах сожжённого топлива носился в воздухе постоянно, но со временем к нему привыкаешь и не замечаешь. Точно не помню, но суммарно полк налётывал какое-то совершенно опупительное число часов в год! Работы было много. Занимался я регламентными работами на Р-862 и Р-832М (со спарок), ремонтировал «Лазурь» , СО-69, систему опознавания.
Немцы тоже были рядом от КПП метров 500 железнодорожный переезд и сразу за ним аккуратные домики. Надо сказать никакой враждебности или неуважения к себе мы не замечали. Просто они жили в параллельном мире и старались без особой надобности с нами не пересекаться. Бывало, конечно, что некоторые наши вояки вели себя некорректно (ну, скажем, набили как-то морду сибирскому медведю в зоопарке мол «фашистам продался»), но нам за них было очень неудобно кажется, мы на это обращали внимание больше, чем они. У большинства наших контакты с иностранцами были эпизодическими (не считая хождений в магазины). Чаще всего это происходило во время мероприятий под общим брендом «Дружба» (так и говорили: «идём на Дружбу»).
На моей памяти было несколько подобных мероприятий в Офицерском Клубе. Несколько при начальнике клуба Вальцеве Александре Ивановиче, и ещё несколько когда начальником стал майор Бороздых, но уже в эпоху борьбы с пьянством. На них всегда со всей очевидностью мы наблюдали, что русские танцуют плохо, зато готовят и пьют лучше всех! На таких мероприятиях частенько обменивались недорогими сувенирами, и вот что было удивительно: самым крутым подарком для ГДР-овца было что-нибудь из ФРГ (мы это могли купить свободно скажем, пену для ванн в Киеве или ещё какую-нибудь мелочь). Для них это было недоступно, разве что за дойчмарки в «Интершопе», с большим риском.
Клуб был «очагом культуры». Старое здание «с историей», поскрипывающий паркет, актовый зал с дубовыми колоннами, где устраивались многолюдные новогодние ёлки .
Там крутили кино, работал бильярд (довольно приличный), давали концерты артисты (запомнился приезд Олега Анофриева) и там, наконец, было кафе!
Бар был на высоте там я выпил коктейлей больше, чем за всю прошедшую и, похоже, оставшуюся жизнь! За сущие копейки вам в стаканчик вливали ликёр, сухое вино, сок и добавляли льда. Божественный нектар ласкал нёбо ))) Кормили там неплохо, а отечественные вина от 3-х до 8 марок за бутылку (при зарплате больше 800!) были просто вне конкуренции. Правда, народ предпочитал местное популярное вино типа «Домино» за 2 с небольшим марки, местную водку «Луникофф» в специфичной бутылке её форма по преданию напоминала немцам о наших первых спутниках, ну и дармовой спирт под самыми различными соусами. Любимыми местами возлияний помимо кафе было местечко у забора части неподалёку от КПП под кодовым названием «Дрозды» (этимология мне неизвестна), ну и ещё несколько аналогичных закутков поближе к ВПП подальше от начальства.