МАКСИМЕНКО АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

E-mail  maximenko@inbox.ru

Годы пребывания в гарнизоне 1980-1985
военнослужащий, офицер

Город, где живу сейчас: г.Москва

 

 

 МАКСИМЕНКО АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ 01 мая 1960, Чоп Закарпатской области (Украина). Родился в семье военнослужащего. В 1-й класс пошел в Москве, потом жили в Харькове, учился в школе № 118. Переехали в Калининград (прибалтийский), закончил там школу (№ 4). В 1977 поступил в Калининградское военное авиационно-техническое училище. Окончил его в 1980. Приказом МО РФ навечно занесен на Доску Почета училища. По выпуску был направлен в 73-й гвардейский истребительно-авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Кеттен (ГДР), техником по радиосвязному и радионавигационному оборудования ТЭЧ полка. C 1983 начальник радио-телевизионного центра части. В 1985 поступил, а в 1989 окончил Военно-воздушную инженерную академию им.проф.Н.E.Жуковского в Москве. Инженер электронной техники, специалист по АСУ. Далее проходил службу в в/ч 29112 пгт Монино Московской области. С 1995 проживаю недалеко от ВВЦ(бывш ВДНХ СССР). Параллельно со службой работал в коммерческих структурах на ВВЦ. В ноябре 2003  признан негодным к службе по состоянию здоровья. В настоящее время менеджер по организации выставок Выставочной компании "ВДЭНХ-Экспо",ответственный секретарь Всероссийской выставки-форума "Защита от контрафакта". Контактные координаты: maximenko@inbox.ru (Январь 2004).

ВОСПОМИНАНИЯ

Коеthen, 1980-1985(часть 1)

Лето 1980 года. Только что похоронили Высоцкого… Закончилась московская Олимпиада и гости разъезжаются по домам. Тепло, солнечно.

Я – двадцатилетний лейтенант, только что окончивший Калининградское военное авиационно-техническое училище с красным дипломом. В кармане парадного кителя, сверкающего серебряными погонами, лежит предписание, согласно которому я должен прибыть точно в срок в «В/ч пп», расположенную в Вюнсдорфе. Cо мой едет Вася Кошельник – замечательный парень из Хмельницка с чудесной открытой улыбкой. Где  он сейчас? Последний раз говорил с ним, когда он был в украинских ВВС, кажется полковником.

Добравшись до Минска и убедившись, что на вокзале купить билеты проблематично, мы заняли очередь и пошли погулять по городу. Наткнувшись на одной из улиц на билетные кассы «Интуриста» мы с удивлением узнали, что по нашим проездным там тоже продают билеты, да к тому же есть места в купейном вагоне поезда «Москва-Берлин». Решили ехать до Франкфурта, а там «видно будет».

Вскоре мы сидели в чистеньком уютном купе и с любопытством рассматривали соседей – молодого студента-кубинца и латиноамериканца-врача, ехавших в ГДР отдыхать. За окном проплыл полосатый столбик и – вуаля! – мы в Польше. Нарезанные на лоскутки поля, лошадки, запряжённые в плуг – всё это создавало какой-то колорит, но, в общем-то, не так уж отличалось от только что покинутой Родины.

Интересней стало на одной из остановок, когда появились «спекулянты» и стали бойко распродавать солнцезащитные очки и электронные часы с семью мелодиями. Стоило это всё в 2-3 раза дешевле, чем в Союзе и спрос был достаточно высоким.

            Запомнилось, как поезд раскачивался из стороны в сторону на ходу. За всю мою жизнь сильнее качало только в Днепропетровском трамвае! Некоторые неадекватные личности с нарушенным вестибулярным аппаратом частенько слетали с верхних полок, правда травмы бывали очень редко – Бог хранит пьяниц!

            Глубокой ночью переехали мост через Одер и остановились во Франкфурте. Быстренько выскочили, поезд ушел, и мы остались одни – в Германии!!

Тут же встал извечный вопрос: «Что делать?». По традиции мнения разделились, и было решено обратиться к аборигенам, каковых не оказалось.… Приложив усилия и солдатскую смекалку, мы выловили чумазого машиниста маневрового тепловозика, и он махнул рукой куда-то в сторону, мол, русские там.  В итоге мы добрались до русского вокзальчика со спящими вповалку соотечественниками, где заспанная девица перекомпостировала наши билеты на Вюнсдорфский поезд, до прибытия которого было ещё около часа. Кто-то из убывающих «по замене» дал нам монетку в 5 марок, и мы с любопытством вертели её в руках, не зная, много это или мало? Оказалось, что очень даже и немало! Вскоре в наших руках было по бутылочке замечательного пива и по хот-догу с толстенной сарделькой! Жизнь стала налаживаться!!

            Утром мы вывалились из поезда и потащились «в 3-й городок». Оказалось, что Вюнсдорф это небольшой русский город, со своими магазинами, автобусами, памятниками и музеями. На афишах – известные фамилии артистов, кругом обычный наш люд, женщины, детишки…

            В штабе с нами побеседовали, выдали немножко денег до первой получки и поделили по гарнизонам. Мне достался какой-то Кётен, название, которое я ни разу в жизни не слышал. Кстати, о написании. Вообще-то сами немцы пишут его в двух вариантах – или Koethen или заменяют ое на о с точками сверху (как на нашем ё). На наших картах пишут в, основном, Кётен.  Помню, как все толпились у карты ГДР и искали места своего назначения. По общему мнению, служить было лучше на юге Германии, хотя, конечно, толком никто не знал, где он начинается.

            Закинули нас в пустой Ан-12 с дырками со всех сторон и стали поочерёдно развозить по всей стране. Взлёт, полёт минут 10 – посадка.… Накатался я тогда по самые уши! В итоге всё-таки вывалился из самолёта и побрёл в сторону штаба, стоящего у ВПП.

            Представился командиру. Подтянутый, крепкий, с искоркой в глазах и крепким рукопожатием – Валерий Сергеевич Азаров. Со многими отцами-командирами сводила меня впоследствии служба, но такой был один: настоящий мужик! Требовательный, но заботливый, вникающий во все детали своего большого хозяйства, знающий практически всех в лицо и по имени. Жаль, что он так рано ушёл из жизни.  Наверно, такие нужней  на небе?...

Поселили меня в общежитие холостяков, у гарнизонного КПП, над санчастью. Ещё то место! Смесь молодости, нерастраченной энергии и огромной зарплаты была взрывоопасной! Так что я очень рад был съехать вскоре в полученную комнату на общем коридоре. По крайней мере, стал высыпаться!

Началась служба в ТЭЧ 73-го гвардейского истребительно-авиационного полка. Попал я в группу РЭО к капитану Кузьмину Юрию Георгиевичу. Мне он казался тогда почти «мамонтом», как же – за 40! Старшим техником был Коля Сталмацкий, окончивший училище годом раньше меня. Он замечательно управлялся с ГаЗ-66 и был обладателем замечательной магнитолы AIWA, что тогда было довольно редко. Особенно запомнились прапорщики Юра Чигишев, Володя Осейков. Юра был хорошим спецом, а с Володей можно было поболтать «за жисть». Инженером полка по РЭО был тогда высокий и статный майор Ефимченко, очень интеллигентный и умный человек, служивший в своё время на Кубе и видевший «вживую» Фиделя. Народ подобрался грамотный и душевный. В конце недели всей группой, как и все, ходили в баню «со стеклянным веником» - заодно и помыться! Кстати, даже с учётом того, что народ пил в основном неразбавленный спирт и запивал его пивом, совсем уж пьяных было мало. Закалка!

Военный городок очень понравился – небольшой, чистенький, уютный.  В самом центре – большой магазин, промтоварный и продовольственный. Рядом – книжная лавочка. Поблизости – техническая столовая, чуть дальше – лётная. Всё под боком! До работы рукой подать. Правда, из-за этого и неудобства возникали, особенно поначалу – никак не могли привыкнуть к рёву самолётных турбин. Надо сказать, что шумели наши МиГ-23МЛ отменно! Даже побольше, чем двухмоторные Миг-25 и  всякие там Сушки.

Лежишь ночью дома, пытаешься заснуть, а тут очередной красный сокол пикирует – чувствуешь, что прямо на тебя. Только он отвалит – следующий на подходе. Керосин не жалели. Запах сожжённого топлива носился в воздухе постоянно, но со временем к нему привыкаешь и не замечаешь. Точно не помню, но суммарно полк налётывал какое-то совершенно опупительное число часов в год! Работы было много. Занимался я регламентными работами на Р-862 и Р-832М (со спарок), ремонтировал «Лазурь» , СО-69, систему опознавания.

Немцы тоже были рядом – от КПП метров 500 железнодорожный переезд и сразу за ним аккуратные домики. Надо сказать никакой враждебности или неуважения к себе мы не замечали. Просто они жили в параллельном мире и старались без особой надобности с нами не пересекаться. Бывало, конечно, что некоторые наши вояки вели себя некорректно (ну, скажем, набили как-то морду сибирскому медведю в зоопарке – мол «фашистам продался»), но нам за них было очень неудобно – кажется, мы на это обращали внимание больше, чем они. У большинства наших контакты с иностранцами были эпизодическими (не считая хождений в магазины). Чаще всего это происходило во время мероприятий под общим брендом «Дружба» (так и говорили: «идём на Дружбу»).

На моей памяти было несколько подобных мероприятий в Офицерском Клубе. Несколько при начальнике клуба Вальцеве Александре Ивановиче, и ещё несколько – когда начальником стал майор Бороздых, но уже в эпоху борьбы с пьянством. На них всегда со всей очевидностью мы наблюдали, что русские танцуют плохо, зато готовят и пьют лучше всех! На таких мероприятиях частенько обменивались недорогими сувенирами, и вот что было удивительно: самым крутым подарком для ГДР-овца было что-нибудь из ФРГ (мы это могли купить свободно – скажем, пену для ванн в Киеве или ещё какую-нибудь мелочь). Для них это было недоступно, разве что за дойчмарки в «Интершопе», с большим риском.

Клуб был «очагом культуры». Старое здание «с историей», поскрипывающий паркет, актовый зал с дубовыми колоннами, где устраивались многолюдные новогодние ёлки….

 Там крутили кино, работал бильярд (довольно приличный), давали концерты артисты (запомнился приезд Олега Анофриева) и там, наконец, было кафе!

Бар был на высоте – там я выпил коктейлей больше, чем за всю прошедшую и, похоже, оставшуюся жизнь! За сущие копейки вам в стаканчик вливали ликёр, сухое вино, сок и добавляли льда. Божественный нектар ласкал нёбо ))) Кормили там неплохо, а отечественные вина от 3-х до 8 марок за бутылку (при зарплате больше 800!) были просто вне конкуренции. Правда, народ предпочитал местное популярное вино типа «Домино» за 2 с небольшим марки, местную водку «Луникофф» в специфичной бутылке – её форма по преданию напоминала немцам о наших первых спутниках, ну и дармовой спирт – под самыми различными соусами. Любимыми местами возлияний помимо кафе было местечко у забора части неподалёку от КПП под кодовым названием «Дрозды» (этимология мне неизвестна), ну и ещё несколько аналогичных закутков поближе к ВПП – подальше от начальства.

Играем в войну - дегазация или что-то в этом роде Праздник на стадионе. Первое (девятое??) мая, примерно 1984 г. Коллектив ГОКа (офицерского клуба).Мужчина слева - водитель Шарапов. Справа - плотник по имени Хайдыр. Cлева, с ребёнком на руках моя жена Татьяна с дочкой Олей. 84-85г. Сдача огневой подготовки инженерно-техническим составом. 82-83 год, не позднее.
Это я на гарнизонном телецентре (точнее назывался радиотелевизионный узел в/ч 57695),первым начальником которого я и был.1984-й год.

Сайт управляется системой uCoz