ЕВСЕЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

E-mail alex54ev@mtu-net.ru

Годы пребывания в гарнизоне 1972-1974
военнослужащий срочной службы

Город, где живу сейчас: г.Москва

 

 

Был призван на военную службу из г.Богородицка, Тульской области в мае 1972 г. 

Служил в Кётенском гарнизоне в отдельном дивизионе радиосветообеспечения, оператором РСП. В часть прибыл в августе в 1972 года из учебного подразделения Альтес-Лагеря. Демобилизовался в мае 1974 года.

ВОСПОМИНАНИЯ

За всё прошедшие с того времени 30 лет довелось встретить только 2-х человек из Кётенского авиагарнизона, а тут сразу столько "земляков" : )

Попробую вспомнить, какие примечательные события произошли за время моей службы.

Казарма наша располагалась аккурат напротив стадиона, но большая часть службы прошла на объекте РСП, что располагался за ВПП, на противоположной стороне от гарнизона. Были у нас две станции РСП-6 и РСП-7. 

Зима в Германии на радость мягкая, днём плюс 2-3, ночью минус 2-3 градуса, снега практически не было. Но вот всё-таки 1-го декабря 1973-го года столько снега намело! Ну, думаю, настоящая зима будет. Нет, однако, через 4 дня всё растаяло и зима опять, как предыдущая.

   В Кётене тогда были МиГ-21СМ. и две машины МиГ-15 УТИ. Кажется осенью 1972 -го была тревога и было это в субботу. Полку была поставлена задача имитация взлёта, при этом на ВПП вырулило 8 самолётов. Разгонялись до отрыва переднего колеса и торможение и сруливание. Результат: две или три машины оказались в сетях АТУ.

   Много примечательных событий пришлось на май 1973-го года. Полк улетел в Мары и на этот период было некоторое затишье. А тут ещё Брежнев прилетал на Лейпцигскую ярмарку, вообще самолётам запретили подниматься в воздух. Опять же в какой-то выходной этого затишья, мы в это время играли в футбол, была объявлена команда "воздух". Мы включились, через какое-то время дали отбой. В журнале нужно было сделать отметку о включении-выключении, но всеми мыслями-то я на футболе. Думаю, потом запишу и побежал доигрывать. На часы не посмотрел и во сколько включались, не заметил. На следующий день по радио "Немецкая волна" (вражеский голос) слушаем: "Советский лётчик перелетел с территории ГДР на территорию ФРГ, катапультировался и попросил у властей политического убежища". Утром в понедельник спрашиваю у прапорщика: 

- А что это за перелёт такой?  

- Вчера включались?

- Да

- Вот как раз по этому поводу.

Вскоре начались разборки, кто и когда включался. А в нашем журнале запись стоит неправильная. Для меня всё обошлось не крепко. Но создалось впечатление, что в такой ситуации был не я один, 

Как потом выяснилось, перелетел не лётчик, а техник. 

     Другой случай произошедший в этот период был трагическим. На аэродром прилетел другой полк, едва ли не в полном составе. В тот же день они и улетали. На взлётку вырулили восьмёркой и начали взлетать парами. Один самолётов последней пары на взлёте повело в сторону и он продолжил движение по грунту, начал разрушаться и загорелся. Лётчик катапультировался и приземлился на место полыхающих в пожаре останков истребителя. Погиб. Взлетевшие самолёты сделали круг и улетели. Рассказывали, что  погибший - капитан, ему 28 лет. Очевидцем был мой сослуживец, Семёнов Анатолий. Говорит, что за шум такой сильный? Вышел из станции посмотреть и всё это увидел своими глазами. С его слов я и пишу. Сам я в это время находился в своём подразделении и узнал о событии позже.

   Кажется в этом же 73-м недалеко от аэродрома разбилась спарка МиГ-21. Погибли майор и лейтенант. Фамилия одного из них была Яценко.  Падение было недалеко от немецкого населённого пункта. Смогли отвернуть. Немецкие власти очень оперативно сообщили в гарнизон  На главной площади было построение и митинг, по случаю гибели экипажа. Ан-12 с останками погибших, качнув крыльями пролетел над строем и взял курс на Союз. Родину мы называли тогда так.

В декабре 1973-го года было гарнизонное построение на центральной площади и митинг, посвящённый памяти капитана Елисеева, погибшего при пресечении полёта самолёта-нарушителя на южной границе СССР. Ранее, лётчик, капитан Елисеев служил в Кётенском полку. Вот подробности о гибели капитана Елисеева:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=475
www.avia.ru/press/2003/dec/11dec-2.shtml
http://aeroram.narod.ru/win/e/eliseev_gn.htm
http://www.svavia.ru/info/lib/mg2/mg211.html

 

   С лётчиками общаться приходилось только во время полётов в радио эфире, но двух старлеев знал лично. Об этом можно было бы и не писать, но вот уже на гражданке произошёл  такой случай. Я выписывал журнал "Крылья Родины", однажды получаю очередной номер и ба!!!, на первой странице обложки, во всю страницу фотография знакомого старлея. На следующей странице подпись к фотографии: "Лётчик-снайпер Н-ского (тогда писали так) полка майор (уже майор) Демиденко" Вот такая была встреча. Мир тесен. К сожалению журнал не сохранился. Если у кого есть старая подшивка, это где-то 1976-78 гг.

    Во время полётов у одного самолёта сорвало фонарь. Я в это время шёл вдоль ВПП и обратил внимание на отсутствие его у самолёта выполняющего посадку. Далее, узнал, что действительно, такой факт имел место быть. И если мне не изменяет память, этот случай произошёл со старшим лейтенантом Демиденко.

   Вскоре после вылета из дежурного звена по команде "воздух", лётчик доложил, что не работает прибор указатель скорости. Дали команду вырабатывать топливо над точкой и о случившемся сообщили по команде. Был выходной день. Зам.ком.полка М-р Сухих дал команду готовить для него машину. Вскоре он взлетел самолёты выровнялись и стали парой заходить на посадку. Сухих имитация справа от полосы, "тревожный" реально. Всё завершилось благополучно. Финал первой посадки наблюдал, выйдя из станции.

   Вот и всё, что удалось пока записать из собственных вспомнаний. Есть желание продолжить свои записи

 

ФОТОАЛЬБОМ 

 

 

С сослуживцами

Сослуживцы

На антенне круговового обзора "своей" РСП-6

Регламентные работы

Культпоход в город. Фото в зоопарке

Там же

Где-то на окраине Кётена

 



Сайт управляется системой uCoz